ПУБЛИКАЦИИ >>

www.celenie.ru

Заповеди Божии и психология.
Священник Игорь Поляков.
(Глава из брошюры «Вера, психика, здоровье»),


Название этого раздела может показаться очень странным. Какое отношение имеет боговдохновенное Священное Писание к психологии, области знаний о человеческой душе? Оно же, Священное Писание абсолютно, - так думают очень многие. Да, это действительно так, но наша человеческая психика постоянно изменяется. Психика младенца отличается от психики подростка, психика юноши отличается от психики зрелого человека. В психологическом отношении последующее поколение всегда отличается от предыдущего. Это связано с изменением условий жизни, изменением культурных особенностей, появлением новых знаний, влиянием социальных и природных катаклизмов и еще очень много другого.

Давайте попробуем представить, отличия нашей психики от психики человека, жившего, например, 3000 лет назад? Это сделать совершенно не возможно, слишком велики различия в жизни людей тогда и сейчас. Смысл текстов Св. Писания неизменный, но люди и их психика постоянно меняются. Правильно ли современный человек понимает вечный смыл Св. Писания, особенно в отношениях между людьми? Церковь дает нам исчерпывающее толкование отношений между человеком и Богом, но практика показывает, что в области отношений между людьми не все обстоит так благополучно. Например, седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй». А как «не прелюбодействовать», если этого невыносимо хочется, а пост и молитва не помогают? Возможно, когда психика человека была иной, например, 3000 лет назад, достаточно было одной веры для соблюдения заповедей. Практика показывает, что современному человеку даже при наличии веры нужна дополнительная помощь в соблюдении заповедей. И эту помощь он может получить со стороны психологии, если, конечно, он сам того захочет.

Причиной супружеских измен чаще всего является попытка найти вне семьи то, что отсутствует в семейной жизни. Прежде всего это любовь, уважение, признание и еще многое другое. Мой опыт как священника, так и практикующего психолога показывает, что многие современные люди, в том числе и церковные, не умеют любить, не умеют выражать это чувство в отношениях. Этому они не научились в родительских семьях, потому что их родители в свою очередь тоже не умели любить как друг друга, так и своих детей, не могли или не хотели уважать членов своей семьи. Так жили родители, так живут и их дети, отказавшись от возможности семейного счастья или в вечном его поиске где-то за пределами семьи. В современной семейной психологии хорошо изучена динамика таких отношений, существует множество возможностей помочь человеку соблюдать седьмую заповедь, если, конечно, он сам того захочет. Помощь состоит именно в том, чтобы помочь научиться любить и чувствовать другого человека, научиться понимать самого себя и тех, кто рядом. В этом случае уже не нужны усилия для соблюдения седьмой заповеди. «Борьба» за седьмую заповедь начинается тогда, когда из семьи уходит любовь или её вообще не было.

Существует еще несколько причин, по которым может нарушаться седьмая заповедь. Например, уже взрослый человек пережил сильную психологическую травму в личных отношениях, и с тех пор он боится любить, боится доверять близким. Из страха повторного переживания подобной травмы такой человек позволяет себе только легкие, поверхностные отношения, лишенные любви и ответственности. Это не приносит душе удовлетворения, но возникает иллюзия, что спасение принесет разнообразие подобных отношений. Так возникает то, что мы называем словом «блуд». И в этом случае психология может помочь человеку переработать травматическую ситуацию и избавиться от страха любить и доверять близким людям. Если удастся это сделать, то нарушать седьмую заповедь не будет никакого желания.

Еще один возможный сюжет, связанный с бессознательной преданностью и верностью своей родительской семье. Допустим, супруги счастливы и любят друг друга. Но в семье одного из супругов, например, папа изменял маме и это сопровождалось запоминающимися скандалами. У ребенка из такой семьи в подсознании складывается именно такой образ семьи, такая модель семейного поведения. Эта модель семейного поведения, опять же подсознательно, считается правильной и единственно возможной, так как других семейных отношений ребенок не видел. Вырастая и находясь даже в счастливом и благополучном браке, мужчина из такой семьи, возможно, захочет проявить «преданность» этой семейной модели и изменить своей жене. А женщина из такой семьи, находясь в счастливом браке, бессознательно будет ожидать измен мужа, омрачая жизнь себе и мужу необоснованными подозрениям. Это, как правило, разрушает отношения и приводит в конечном итоге к изменам. И в этом случае психология может помочь человеку переработать негативный детский образ семьи, может помочь отказаться от «родного», но деструктивного семейного поведения. Если супруги любят друг друга, то семейному счастью со стороны подсознания уже ничто не будет угрожать.

Психологический подход может оказать существенную помощь в понимании и соблюдении остальных заповедей Божиих. Заповеди «Не убивай», «Не кради», «Не произноси ложного свидетельства …», «Не желай дома ближнего твоего …» (Исх.20, 13,15,16,17) – имеют для современного человека одно общее психологическое ядро. Это некая внутренняя пустота, можно сказать «душевная дырка», которую человек пытается заполнить доступными ему средствами. Универсальным средством решения всех жизненных проблем подавляющее большинство наших современников считает деньги и материальные блага. Если ощущается какой-то жизненный дискомфорт, то наш современник «знает» его причину: «У меня мало денег» или «У меня плохая машина». И теперь все жизненные силы надо посвятить решению этой «проблемы» - любой ценой повысить свой материальный статус. Человеку кажется, что достижение определенного материального уровня наконец-то даст ему желанный душевный покой и радость жизни. Этой борьбе он без остатка посвящает свою жизнь, ему кажется, что он борется за свою хорошую жизнь и за хорошую жизнь своих детей, а в этой борьбе все средства хороши: можно и украсть, и обмануть, и оклеветать, бывает и так, что и смерти кому-то пожелаешь. А сколько в этой борьбе ненависти к более успешным конкурентам!

Если удается достичь желаемого материального уровня, то, как ни странно, удовлетворения от жизни не наступает. И уже готов ответ – материальный уровень должен быть еще выше! Эта погоня за материальным статусом может продолжаться всю жизнь, поскольку причина жизненной неудовлетворенности в душевной пустоте, которая заполняется совсем не материальным, а душевным. Борьба за материальный статус может быть очень увлекательной, наполненной страстями, драматическими коллизиями и временным торжеством победы, но «душевная дырка» остается на своем месте и постоянно о себе напоминает.

Приведу один запомнившийся мне случай. Ко мне на прием пришла успешная бизнес-леди, ее запросом являлось одиночество, неспособность создать семью. В процессе работы мы выяснили, что в ее систему жизненных ценностей не входят человеческие отношения, любовь и доверие к мужчине, там были одни только деньги, дорогие машины, квартиры и т.п. Для человека естественно стремиться к тому, что для него ценно, и естественно избегать того, что второстепенно и незначимо. Поэтому женщина и была одинока, но при этом очень обеспечена. Для этой женщины было большим открытием, что человеческие отношения могут являться ценностью, а также и то, что наша душа имеет свои особые потребности и их надо обязательно удовлетворять. Если душевные потребности человека не удовлетворяются, то общее качество жизни будет неудовлетворительным, даже несмотря на всевозрастающий материальный достаток.

Подобные истории повторяются довольно часто с молодыми людьми, подростковый период которых пришелся на девяностые годы. В это время почти во всех семьях взрослые были озабочены отсутствием денег и поисками путей выживании, большинство разговоров в семьях велось только об этом. И у многих подростков тогда сложилось представление, что главное в жизни это деньги и ничего другого более важного, чем деньги, в жизни нет. Во многом это было справедливо в тяжелые девяностые годы, но молодые люди остались с этими убеждениями до сих пор, и причину любых своих жизненных затруднений (в том числе душевных, психологических) они связывают только с деньгами или чем-то материальным. В этом случае борьба за деньги, за социальный статус приобретает смысл справедливой борьбы за свою счастливую жизнь, и в этой суровой борьбе неизбежно нарушаются многие заповеди Божии.

В этом случае психологическая консультация может помочь человеку не только понять, в чем истинная причина его жизненной неудовлетворенности, но и научить его жить по-новому, с более правильным отношением к самому себе и окружающему миру, в гармонии с заповедями Божиими. Часто люди осознают, что живут неправильно, знают, в чем эта неправильность, но ничего не могут изменить в своей жизни, потому что не знают, как жить правильно, а если и знают, как правильно, не могут и не умеют так жить. Можно сказать, что у них нет навыка правильной и хорошей жизни. И этот навык можно сформировать. Психологическая консультация – это интересная и полезная работа, в которой душа развивается, растет, совершенствуется, получает то, что не получила в родительской семье и во взрослой самостоятельной жизни. В душе или в психике формируются определенные структуры, или новые поведенческие навыки, которые позволяют человеку жить правильно, воспринимать и ценить душевное в самом себе и в других. В этом случае, при наличии навыков и умений жить правильно, соблюдение заповедей Божиих будет для человека совершенно естественным.

Очень важно сказать о сложностях, связанных с выполнением пятой заповеди: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле …» (Исх.20,12). Мой практический опыт и священника и психолога показывает, что наибольшие трудности в выполнении этой заповеди связаны прежде всего с непониманием глубинного, психологического, смысла этой заповеди. Эта заповедь регулирует отношения между родителями и детьми, особенно с взрослыми детьми, с одной единственной целью: «… чтобы продлились дни» жизни, чтобы передавалась сама жизнь из поколения в поколение. Часто приходится видеть, особенно среди церковных людей, что взрослые дети, в сорок или в пятьдесят лет, так «почитают» своих родителей, что отказываются от своей личной жизни, не создают своих семей, как им кажется, из долга перед родителями. В таких семьях создается невыносимая атмосфера постоянного раздражения, а порой и ненависти друг к другу, которая, конечно, не продлевает дни ни родителям, ни детям. Причин в этом случае может быть много. Это может быть эгоизм родителей, не позволяющий им отпустить взрослых детей в самостоятельную жизнь. Это может быть страх самих детей перед взрослой жизнью и их эмоциональная зависимость от родителей. Бывает и так, что непрощенные детские или подростковые обиды привязывают к родителям крепче цепей и превращают жизнь взрослых людей в сплошное мучение. Чтобы искренне и глубоко почитать родителей, надо в своей душе найти все, что мешает этому, а главное, избавиться от этого мусора. Одному человеку, без профессиональной психологической помощи, сделать эту работу очень трудно. В любом случае это надо делать, так как уважительное и благодарное отношение к родителям достойно само по себе, к тому же это «продлевает дни на земле» и нам и нашим родителям.

Издательство «Сатис», СПб, 2008.